Датчики


В современных стиральных машинах для кон­троля работы различных узлов используется не­сколько типов датчиков:

            температуры (NTC и термостаты);

            контроля оборотов вращения двигателя (ин­дуктивный тахогенератор и датчик Холла);

            уровня воды.


Что касается датчика температуры NTC, то внутри его имеется специальная проволока, на­мотанная на оправку (внешний вид подобного датчика, встроенного в ТЭН показан на рис. 1.24). В зависимости от окружающей темпе­ратуры сопротивление датчика меняется.

Термостат же представляет собой контактную группу (нормально замкнутую), которая разрыва­ет цепь при достижении определенной темпера­туры (показан стрелкой на рис. 1.25,а). Обычно они устанавливаются в цепи питания ТЭНа — как только по тем или иным причинам температу­ра воды в баке достигает критического значения (обычно, 90 град. Цельсия), защитный термостат размыкает питание ТЭНа. Отметим, что подоб­ные элементы используются в качестве защит­ных устройств и в цепях питании приводных мо­торов. В старых моделях стиральных машин так­же используются регулируемые термостаты. Они выполняют функцию регулировки температуры воды в баке (рис. 1.25,6). От самого датчика к ре­гулятору температуры ( на передней панели СМ) идет специальная капилярная трубка.

Тахогенератор предназначен для контроля оборотов приводного мотора. В большинстве СМ он расположен на оси приводного мотора и пред­ставляет собой обычную катушку (рис. 1.26), ко­торая формирует переменную ЭДС, под воздей­ствием вращающегося постоянного магнита.

В СМ с моторами с прямым приводом для контроля оборотов используются датчики Холла.

Особо хочется остановиться на датчиках уровня воды (прессостатах). Они бывают двух типов — обычных с контактными группами в своем составе и электронных. Обычный датчик уровня воды представляют собой мембрану, ко­торая под воздействием давления воздуха пере­ключает электрические контактные группы. Каж­дому срабатыванию определенной контактной группы соответствует определенный уровень во­ды в баке. От датчика в бак идет герметическая пластиковая трубка — чем выше уровень воды в баке, тем больше давление на мембрану датчи­ка. Подобных датчиков в СМ может быть от 1 до 3. Внешний вид одного из датчиков показан на рис. 1.27.

Электронный датчик уровня имеет в составе мембрану, и от него в бак идет пластиковая труб­ка. Его особенностью является то, что в его со­ставе имеется управляемый генератор, частота формируемых импульсов которого меняется в зависимости от приложенного на мембрану дав­ления воздуха. Внешний вид электронного дат­чика уровня воды показан на рис. 1.28.

Существуют модели СМ, где используются оба типа датчиков (с контактными группами и электронные) — первый тип датчиков использу-

Рис. 1.28. Прессостат электронного тмпа

ется для грубой оценки уровня воды в баке, а второй — для более точной.

Все перечисленные выше виды и типы датчи­ков ремонту не подлежат — при выходе их из строя подобные устройства подлежат замене.

В современных СМ применяются датчики за за­грязненности воды (прозрачная трубка с оптиче­ским датчиком), взвешивания белья (индуктив­ный датчик встроен в амортизатор) и другие. Встречаются они редко (в основном в СМ высо­кого класса), поэтому подробно на них мы оста­навливаться не будем

Под этой категорией следует понимать следу­ющие элементы: помпа (рис. 1.29), электромаг­нитные клапаны залива воды (заливные клапа­ны) (рис. 1.30), ТЭН (рис. 1.31), замок люка (рис. 1.32).

Это простые устройства, описывать их работу нет необходимости. Проверка этих элементов невызывает трудностей. Единственное, что хочет­ся отметить — ТЭН может иметь утечку (пробой) на корпус (проверить ТЭН на утечку можно толь­ко мегаомметром). На многих СМ из-за подобно­го дефекта отображаются коды ошибок, зачас­тую логически не связанные с ТЭНом — это не­обходимо учесть при диагностике неисправно­стей стиральных машин.

Собственно, на этом хочется закончить главу, объединяющую вопросы классификации и устройства стиральных машин. В ней мы поста­рались отметить основные направления класси­фикации стиральных машин по различным при­знакам. Также ознакомились с основным компо­нентным составом СМ.

 

Более подробно некоторые вопросы построе­ния, диагностики и ремонта стиральных машин (применительно к различным брендам), рассмот­рены в последующих главах этой книги.