Нужен реестр?

03 июля 2018 г.

Поломка микроволновки или стиральной машины для многих - повод купить новую. Однако в последнее время все больше потребителей пользуются сервисами ремонта, веря обещаниям владельцев таких фирм, что мастер приедет быстро, осмотрит поломку бесплатно и отремонтирует в срок. Кто работает в ремонтных мастерских и как выбрать надежную компанию, выяснял корреспондент "РГ".

«Мы идем к вам»
Объявлениями о ремонте бытовой техники в Белгороде пестрят даже информационные стенды на остановках общественного транспорта. Каждый мастер обещает, что приедет по звонку в течение часа, быстро определит причину поломки и устранит ее на глазах хозяина. Как правило, большинство таких специалистов — успешные самоучки, которые нашли подход к электронике, вложились в инструменты и оборудование для ремонта, наработали связи с поставщиками запчастей и теперь трудятся как «серые» предприниматели. Ведь спрос есть.

Мастер Дмитрий Шубин — специалист по ремонту стиральных машин — вспоминает, что первые практические навыки оттачивал дома: пержде чем стать настоящим мастером, он сначала отремонтировал собственную «стиралку». Для того чтобы повысить квалификацию, уехал в Москву и получил там специализированное образование — нигде ближе подобных курсов не нашлось. Теперь он вполне успешен.

— Новая техника служит все меньше, — поясняет Дмитрий. — Раньше те же итальянские производители делали машины так, чтобы они служили очень долго. Теперь же стараются собрать из менее прочных деталей, вот приборы и ломаются, послужив всего несколько лет.

О том, мешают ли ему самоучки, заполонившие рынок, Дмитрий даже не задумывается.

— У меня хватает клиентов, — говорит он. — Как правило, это люди в возрасте, которые не привыкли часто менять технику. Молодые, как только что-то сломалось, бегут в магазин: даже если нет денег, технику можно купить в кредит. Но старшее поколение обязательно проконсультируется, нельзя ли починить?

Коллега Дмитрия Роман Базуев подтверждает: существует устойчивое (и небезосновательное!) мнение, что старая техника — более качественная, чем новая. И если после десятилетий службы вышла из строя одна деталь, надо ее заменить, но не списывать всю стиральную машину или холодильник в утиль.

— Некоторые признаются, что вот, мол, машинка прослужила 20 лет, и вся семья ее любит, — грассказывает Базуев. — Просят — сделайте что-нибудь, почините. Почти всегда это возможно — только запчасти надо найти подходящие.

Еще послужит

Дмитрий Шубин отмечает, что в своей работе не использует детали из подержанной техники.

— На них же нельзя дать гарантию, — поясняет он. — Хотя, конечно, я знаю о том, что многие так делают: скупают старую технику, разбирают и потом этими деталями пользуются.

— Все зависит от добросовестности мастера, — добавляет Роман Базуев. — Понимаете, один может и запчасти взять хорошие, и с поломкой столкнуться несложной, но сделает так, что через три дня все снова ломается. — Клиент обращается с претензией и слышит, что, мол, сам виноват. Ведь все было сделано и работало. Добросовестность или есть, или ее нет, вот и все.

Бывает и так, что запчастей просто не найти. Тогда мастера предпочитают отказаться от работы с техникой — репутация дороже. К слову, объявлений о скупке старых приборов множество. Как правило, многие из них стараются привлечь к себе внимание громким названием, например «общество по утилизации бытовой техники». Обещают принять все, что человек предложит, но когда разговор переходит к конкретике — отказывают, и весьма грубо.

Необходим единый реестр фирм и мастеров, работающих в сфере услуг — и не только бытовых
— Я попыталась сдать в утиль старую «стиралку» — у свекрови она занимала половину кладовки, — рассказывает Елена Лукина. — Чтобы показать детям, как надо ответственно подходить к таким ситуациям, я начала обзванивать магазины бытовой техники. Как-то видела объявления о скидках, если привезешь старую машину. Но сейчас там надо или новое выбрать, причем на немалую сумму, или вообще не привозить ничего. «Частные» объявления, где говорилось о помощи сознательным гражданам не захламлять планету, и вовсе неприятно удивили. Как только я говорила, что «стиралка» — это не современная машина известных брендов, а всего лишь «Вятка» неизвестно какого года выпуска, связь обрывалась. А один частник даже высмеял меня: «Да выбросьте вы ее на свалку и успокойтесь».

Требуйте документы

Председатель белгородской ремесленной палаты Николай Забуга такой ситуации не удивляется. Он подтверждает, что под видом скупщиков старой техники зачастую скрываются как раз недобросовестные мастера, занимающиеся ремонтом.

— В целом ситуация на рынке ремонтных услуг такая же, как и на рынке услуг в принципе, — констатирует эксперт. — Многочисленные фрилансеры-самоучки, не платя никаких налогов и не предоставляя гарантий клиентам, спокойно получают свои деньги. Я не говорю про бюджет — сколько он теряет, но ущерб легально работающим предпринимателям они наносят значительный. Да и потребитель в проигрыше.

Впрочем, по его словам, и хорошие мастера порой уходят в тень — из-за растущей нагрузки на легальный бизнес. Взносы в соцфонды, онлайн-кассы, невозможность работать с патентом, как давно предлагается, по словам председателя палаты, просто губят весь микробизнес в целом и ремонтные мастерские в частности.

— Предприниматели просто оказываются перед выбором — или отдавать долги государству, или семью кормить. Понятно, что они выбирают семью, — подчеркивает он. — В целом ситуация с мастерами складывается грустная. Раньше наш учебный комбинат вел подготовку телемастеров, но теперь этого направления нет. Ближайшее учебное заведение — в столице, но, чтобы туда поехать и выучиться, нужны средства. По сути, отрасль наполняется непрофессионалами, которые мешают настоящим специалистам.

Зачастую по этой же причине настоящие мастера предпочитают работать в одиночку: считается, что лучше отказаться от заказа, чем привлекать помощника, которого сам не обучишь — нет времени, а направить на курсы в столицу — слишком дорого.

Бытует мнение, что пройдет еще лет пять — и самой услуги по ремонту бытовых приборов попросту не станет. Люди привыкнут менять стиральные машины через каждые семь лет, а поломку телевизоров станут воспринимать как должное, ведь тенденции к росту запаса прочности техники не просматривается.

— А я считаю, что как раз поэтому наши услуги и будут востребованы, — уверен Роман Базуев. — Все же покупать новое дорого, и я не думаю, что цены упадут настолько, что бытовая техника будет доступна каждому. Поэтому люди и будут стремиться воспользоваться нашими услугами.

Николай Забуга, в свою очередь, подчеркивает: в таких условиях потребуется единый реестр таких фирм и мастеров.

— Он уже необходим, причем для всей сферы услуг, — считает председатель ремесленной палаты. — Клиент должен знать, кто работает легально и может дать гарантию как на детали, так и на работу, которую он выполнил.

Пока такого реестра нет, и председатель палаты, и мастера бытовой техники советуют не соглашаться на первое предложение о ремонте бытовой техники, а проверить, есть ли у мастера документы, в том числе бланки строгой отчетности, которые проверяет налоговая инспекция, останется ли на руках у клиента чек и гарантийный талон. И если такие требования мастера не пугают, можно доверить ему технику и заплатить деньги.